21 September 2008

Последняя теплынь

Погода смешала сегодняшние планы -- вчера еще собирался целый день подзамбливать дома, но проснувшись понял, что в последний раз такое представление. На исхоженной вдоль и поперек Покровке/Маросейке вдруг увидел еще несколько симпатичных домиков. Ритуально распил капучино с тирамису и Moscow Times в Coffee Bean на Покровских воротах, прогулялся до Лубянки и очутился на Фрунзенской.

* * *
Район Хамовников очень мне нравится: Пироговские, Россолимо, всякие "переулки" шириной в три полосы -- в них московская широта и барство планировки особенно заметно.

Из того, что раньше не видел:
-- особняк со стеклянным куполом напротив китайского пос-ва
-- искуственные пальмы по углам самого посольства
-- барельефы на здании гос.архива, которые неуловимо похожи на процессию Ara Pacis. Тоже женщины и дети, тоже все идут куда-то.

* * *
Отношение людей к зданиям -- совершенно азиатское, исчерпывается формулировкой "мы тут срём". Кондиционеры вешаются на совершенно любое место фасада, видел даже прибитым поверх пилястры. И, конечно, окна ПВХ. В целом я не пурист, нравится -- меняйте. Но ведь можно поставить одинаковые окна во всем доме. И даже встречаются варианты, повторяющие рисунок исходной рамы.

* * *
На этот День Города сам ЮрМихалыч открыл музей "Автовилль", у которого пока даже сайту нету. Но фотки какие-то нашлись. Надо сходить, сегодня шел мимо, но настроения не было.

* * *
В самом Зале Архивов идет выставка про чехословацкий корпус в России. История про то как чехов использовали все, а они просто хотели домой. В 1914 началась война, и из пленных чехов решили сделать Борцов за свободную Чехословакию. Сначала использовали как разведчиков в австро-мадьярских войсках, а потом и вовсе создали отдельный корпус. Чехи успешно воевали "за нашу и вашу свободу", все было прекрасно.

Октябрьская революция сочувствия у чехов не вызвала, они сказали что "внутри страны ничем заниматься не хотим, пустите с немцами воевать". Их направили на Русско-Германский фронт, но весной 1918 подписали Брестский мир и воевать с немцами чехам не дали. Тут и началась большая игра.

Имеется 60 тысяч хорошо обученных солдат, готовых воевать с Германией и договорившихся с правительством Франции, что те их пустят на свой фронт. То есть фактически Чехословацкий корпус становится армейским подразделением Французской республики, но части его находятся на территории Украины, и немцы через себя чехов пускать не собираются, конечно же. Через Черное море идти тоже нельзя, всех потопят на выходе. У молодого русского правительства и без чехов дел до жопы, к тому же те, будучи большей частью не пролетариями, а "средним классом"  наотрез отказываются воевать за Революцию.

Франция и Англия в целом понимают, что Германию они додавят и без чехов (уже на помощь плывут американцы и Версальский мир подпишут через год). А вот с Советской Россией надо разобраться. И 50.000 штыков в тылу врага никак не помешают. Поэтому, ссылаясь на загруженность кораблей, чехов предлагают везти не через Архангельск, а аж через Владивосток. Эшелоны отправляются в путь и рассредотачиваются по всей Транс-Сибирской магистрали. Сами чехи ведут себя предельно корректно, во всяком случае из архивных документов никаких жалоб не наблюдается.

Дальше небольшой дым-туман, но думается, что работа агитаторов и провокаторов всех заинтересованных сторон велась активно. Официально называются два момента -- стычка между чехами и венграми, приведшая к линчеванию, аресту линчевателей и мятежу; и указ Троцкого о разоружении чехов в связи с неопределенностью ситуации во Владивостоке, а также отдельными случаями на местах. Расчет Антанты удался, чехи восстали.

Дальше в своих интересах их пользовала и Белая гвардия, и интервенция, и даже РККА создавала батальоны. Хотя больше всего они хотели вернуться домой, и упорно двигались во Владивосток. Что большинству из них и удалось, только с цифрами непонятно. В одной и той же статье то пишут про 50 тысяч штыков всего, то про 67,739 эвакуированных из Владика.

* * *
Сам Зал Архивов на сейчас -- самый домашний музей в Москве. Заинтересованные своим делом люди готовы для каждого провести экскурсию, показать фильм, ответить на вопрос, поговорить по теме и около нее. И посетители такие же, интересующиеся, с блокнотиками и мыслями. Когда вышел было чувство, будто что-то важное забыл. Подумав -- понял, не сказал: "Спасибо, до свидания". Вход, кстати, бесплатный.

* * *
Оттуда гулял по необыкновенно нарядной и тихой Пречистенке. Церетели -- большой шутник, все-таки. На отреставрированном фронтоне написано "Императорская Академия Художеств", но вместо орла оставлен серп и молот.

* * *
Добрался до ГМИИ, где были художники группы Brücke (Мост). Они проходят как родоначальники экспрессионизма, хотя по мне так больше похоже на Гогена и  Ван Гога, доведенных немцами до идеального состояния. Литографии, впрочем, понравились. Особенно Fritz Bleyl.

* * *
Прошелся по залам и немного накрыло. По результатам европейских поездок оказалось, что почти все эти слепки я видел настоящими. Фарнезский бык, Лакоон, треножники из Помпей, Пергамский алтарь, раскрашенные крестьяне из Пистоий, младенец из флорентийского приюта и даже те самые львы черного мрамора, которые здесь представлены гипсовыми слепками. Немного странно, что картины в залах --подлинники :)

* * *
С 18 ноября обещают в ГМИИ Тернера привезти. Видимо та же грандиозная выставка в NY, про которую восторженно рассказывали К. и Д. Интересно в каком объеме она сюда прибудет? (там рапортуют про 140 работ, 6 залов)

No comments: