К слову о посещении: вход в галерею очень ограниченный -- группа человек из 30-50 запускается раз в два часа. Поэтому, чтобы не создавать бессмысленной очереди на весь парк, пускают только по предварительной записи. C улицы войти не получится -- нет такой опции в кассе. Записываться лучше заранее, особенно если в сезон. Поэтому перед поездкой в Рим -- забронируйте себе билет.
Отдельное спасибо Л., что записал меня туда
![](http://farm4.static.flickr.com/3283/2974610249_4519b45e7b.jpg?v=0)
Большая часть коллекции -- заслуга кардинала Сципиона Боргезе. Хорошего, впрочем, о нем написать не очень получается. Был назначен племянником, ключником и правой рукой папы Пия V. Собственно все деньги и проч. папа сам брать не мог, а через племяша -- пожалуйста. Так что средства на искусство были, да и влияние соответствующее. Блестящее же собрание Караваджо -- результат любви кардинала к мальчикам. Впрочем мог бы и пропить и продолбить, а так -- имеем превосходные картины.
История всей коллекции -- сплошная череда преступлений и превышения полномочий. Одного художника-коллекционера упек в тюрьму (с формулировкой "за долги"), а 150 картин, включая пару ранних Караваджо, арестовал. Рафаэлевское "Снятие с креста" -- вынесли из церкви в Перудже "на временнное хранение", заказанное у Караваджо полотно -- не прошло утверждения кардиналами и тоже оказалось в галерее.
Спустя 200 лет Наполеон купил большую половину собрания Боргезе за гроши. Причем часть именно приобрел, подписав с владельцами соотвествующие бумаги-договора. Это позволило французам много чего оставить в Лувре (часть все-таки пришлось вернуть по реституционным обязательствам).
В начале XX века наследники коллекции изрядно поиздержались и хотели продать ее Ротшильдам. Но итальянское правительство само купило собрание у наследников. Правда много дешевле, чем предлагали банкиры, но наследнички все просекли и удовлетворились выданным.
* * *
В самом здании время строго регламентировано -- по часу на этаж. Хошь как хошь, а надо успевать наслаждаться (я на первом чуть не успел)
Между этажами -- винтовая лестница, по центру которой встроили совсем крохотный цилиндрический лифт, напоминает пневмопочту.
![](http://farm4.static.flickr.com/3189/2976280812_296c2742e8.jpg?v=0)
"Тайная вечеря" Jacopo Bassano громадная, но понравилась, особенно прикорнувшим Павлом. Ну и вообще, есть в ней что-то.
Рафаэль -- по-прежнему не мой, но его "Безмолвная" в Urbino, а тут "Портрет неизвестного" -- производят на меня магическое впечатление. А вот иконическая "Дама с единорогом" -- не того.
Тициан молодой с "Любовь Земная и Любовь Небесная" -- ага, это вот живопись! А вот поздний, известный -- опять не мой. (сколько открытий еще впереди)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/CaravaggioSerpent.jpg/300px-CaravaggioSerpent.jpg)
Караваджо -- роскошный, особенно Мадонна с младенцем и змеей. Святой Иероним и всякие мальчики-бахусы тоже хороши, а про "Давида с головой Голиафа" у меня просто не хватает слов.
![](http://farm4.static.flickr.com/3164/2830075899_9f6489517d.jpg?v=1220639448)
Но главное потрясение -- Это Бернини и его Аполлон и Дафния.
Мы сейчас живем в двумерном, мониторном мире. Поэтому живопись через репродукцию, печать, телевизор, стала доступнее и важней скульптуры. Хотя последняя куда круче, сложнее, многоплановей: художник через ракурсы может вложить сотню интерпретаций. И потом мрамор, тонкая работа и соразмерность человеку -- иногда просто кажется то они живые, настоящие, ну как куклы.
В фойе продавался искусствоведческий альбом, листов 100-150, где только Дафния и Аполлон, в разных ракурсах, с деталями итп. Все равно не совсем то, потому что перевод 3D в 2D, но
* * *
Потом гулял по парку -- вставило неимоверно! Будний день, народу никого, пустые аллеи. Штиль, спокойствие, запах хвойных, тишина и пакистанец на флейте. В такие моменты ждешь мгновенной смерти на пике счастья.
![](http://farm1.static.flickr.com/23/31696791_759c554f8a.jpg?v=0)
2 comments:
меня так зацепило со статуями в Фирензе, я долго расссматривал «Геркулеса и Кентавра» и «Персея с Медузой»
http://www.heinchon.com/Perseus%20with%20Medusa.JPG
Да-да, помню как ты вокруг них круги нарезал. Меня вот попозже несколько, дней на пять :))
Post a Comment