28 July 2008

MNAC / Museu Nacional d'Art de Catalunya



Среди тех барселонских музеев, куда успел сходить -- этот самый лучший. Роскошный павильон, построенный к Всемирной выставке 1929 года, после проведения отдали под нац.музей. Но ненадолго, началась Гражданская война. Как понял из скупых строк истории музея и wiki -- музей начали реконструировать под Олимпиаду, а целиком открыли в 2004 году.



За романскую часть музея -- низкий поклон и большое восторженное спасибо.

Как пояснил аудиогид, в начале XX века кто-то догадался, что фрески в церквах могут скоро пропасть, вместе со зданиями. Выбили бюджет и поехали по Иберии их снимать, покупая у священников.
После чего внутри музея построили копии церквей, и разместили там фрески "как было". Т.е. они не на ровных стенах висят, а в том же объеме, на той же высоте, как их задумывали. В каждом зале стоит макет церкви в разрезе, чтобы стало еще нагляднее. Получается, что ходя по залам обходишь храмы, как если б ездил по малым городам. Прекрасная работа, поражает.



Иконопись -- яркие краски, крупные, по-детски нарисованные лица. Больше похоже на древнерусские рисунки в книгах, чем  на иконы.

Каталонцы уже в X веке были верны себе в искусстве: желтый с красным, много орнамента, фон у фресок чуть ли не важнее самих изображенных лиц. Фотографий в подтверждение найти не могу: на сайте музея они маленькие и фон кажется сплошным однотонным цветом.



Ну вот разве что эта картинка с пропавшим цветом подскажет как оно на самом деле



* * *
Иисус XI века больше похож на тотемных африканских божков. 

* * *

Каталонцам, похоже, уже в XII веке стало мало дорических и ионических каптул. Орнаменты, фигуры -- что угодно, но свое, "богатое". Смотрю по соседству -- на юге Франции та же история.

* * *

Majestat Batlló -- Иисус в нарядном восточном халате, с открытыми глазами.

* * *
С появлением готики пошли пытки мучеников и наказания грешников: вместо бога всеблагого начали запугивать. Но даже в готику просочился орнамент, много растительного орнамента.

Первых музицирующих ангелов встретил на картине 1415 г., потом они будут постоянно встречаться. Вчера считал, что это Гауди для Sagrada Familia придумал.

Мадонна почти на всех изображениях кормит младенца грудью, а не просто он там сидит на ручках.


В сцене тайной вечери несколько раз видел такой нюанс: Иуда тянется к еде (поросенок запеченый?), а она на него скалит зубы, будто собирается укусить.


El Greco "Saint Peter and Saint Paul"
Глядя на картину -- невозможно поверить, что это XVI век, а не середина XX, совершенно было для меня неожиданно. И цвета, которые до сих пор традиционно при сканах убивают.

* * *
Понял что такое "идеальный аудиогид". Его задача -- удержать зрителя у картины какое-то время. При этом бормотать что-то совершенно простое, чтоб не отвлекалась голова от рассматривания. Не давать пробежать, выделить на предмет хоть 30 секунд, хоть минуту, дать картине хоть немного раскрыться.

* * *
Вторая половина XIX века -- невозможно избавиться от ощущения, что нахожусь в Русском музее: те же Верещагин, Репин, Суриков, Иванов. Фамилии другие, но очень все знакомо -- и сюжеты, и манера письма.  Итальянская школа XIX века, как написано на табличке.

Импрессионисты -- беспросветная вторичная хуйня. Я б постыдился показывать. На фоне этого говна -- зал с Пикассо выглядит спасением. 

В сумме -- горячо рекомендую романскую часть, дальше от готики до ренессанса можно дойти. Обязательно на Греко посмотреть (еще там по штучке Тициана, Кранаха и вообще ). А вот на все -измы можно смело положить и посидеть в кафе овального зала. А лучше пойти гулять на гору или в город -- там масса всего интересного.

1 comment:

Anonymous said...

Они его по частям открывали - последнее (19-20 век) перенесли из парка Цитадели к 2004/2005, действительно. Романская секция Гаэ Ауленти была лет 10 точно

Я им целую книжку написал, а они не читают

(Капители, кстати, не специфически каталонские, это вообще романика)