09 September 2008

Museo archeologico nazionale di Napoli / Неаполитанский Археологический

Роскошный музей. Большая часть того, что выкопали в Помпеях, Геркулануме и Стабии - как раз тут и хранится. Фрески, мозаики, статуи, бронза, предметы быта.


Ходя по залам складывается ощущение, что И. В. Цветаев срисовывал Музей Изящных Искусств, глядя на здешнюю экспозицию: неуклюжее, вповалку, расположение придметов, бессмысленные таблички и предположение, что посетитель уже и так все знает. И действительно -- в середине XIX века посетителями были прекрасно образованные люди, но сейчас-то не так. И приходят в музей за знанием, а не увидеть то, о чем так долго говорили. Вот немецкие музеи -- прекрасный пример как можно подавать коллекции.

Отдельное говно -- аудиогид: мало того, что он неудачный, так еще и не ко всем экспонатам поставили значки.

Коллекция Фарнезе большей частью на реставрации, но большие скульптуры уже открыли. А вот драгоценности (и что там ещё могло бы быть) -- закрыто.



Повезло с выставкой в большом зале: "Помпеи в живописи XIX-XX".
С художественной точки зрения картины неудачны -- слащавая муть про Прекрасную Античность и Великие Поступки.
Но кураторы придумали простой и сильный ход: рядом с картинами стоят оригиналы, с которых и рисовали детали интерьера, предметы быта. Лавка с грифонами, треноги, светильники, маска гладиатора итд. Картины -- фальшь, но предметы -- живые. И тут уже сами собой дорисовываются Помпеи. Не с трудом и натужно, как на раскопках, где непросто додумать, а по готовому, с картинки.
Мне кажется, что правильно сначала сходить в музей, а только потом в Помпеи ехать.

Большой Помпейский макет


Моя любимая мозаика: "Папа просил передать вам всем, что театр закрывается" -- у херувимчика в руке ведерко и его туда, натурально, тошнит.


Фреске пара тысяч лет, а по манере письма выглядит очень даже современной.


Форма для запекания зайца (или для пирога с зайчатиной?). Никакой таблички конечно не было.


Сковородки, как нетрудно заметить, с тех пор совсем не изменились.


Три грации. Для меня по-прежнему удивительно, что разные их интерпретации, в разные века написанные разными авторами, так  схожи, так узнаваемы.


В верхней части колонны нетрудно заметить влияние равеннских мозаик (на фотке еще цвет поплыл, вот удачный фрагмент). Нижняя же часть, очевидно, пришла от самобытных художников начала XX века. На какой машине времени все это закинули в Помпеи -- еще предстоит разгадать искусствоведам.


Скелетончик


Выбрать не могу, там столько всего еще интересного: сатир с козой, хуи с крылышками, черепа с ушами, три версии битвы с минотавром (1, 2, 3), осторожно, злая собака, хрестоматийная битва Македонского, Фарнезский бык, морские гады и карлик с петухом. Посему закончу поросенком в прыжке.



» Museo archeologico nazionale di Napoli @ wiki, у Вадика и в моём альбомчике.

No comments: