15 November 2008

Джакометти в МЛК

Завтра — последний день выставки Альберто Джакометти, потом ее повезут в город на Неве. Сам сходил на прошлой неделе: готов согласиться со вкладом автора в изобразительное искусство XX века, скульптуры и графика его узнаваемы, иконографичны.



Мне же, только распробовавшему прелесть скульптуры как трехмерного объекта с ракурсами, его нарочито двумерные и однонаправленные работы не сказать чтобы вовремя. Он такой 100% художник из семьи художника. Родился с кистью в руке и всю жизнь только и делал, что рисовал, лепил и стремился к идеалу. С маниакальным упорством, если верить написанному. В результате так оно и вышло, не придерешься. Но именно поэтому и не захватывает: тут есть упорный труд, есть смысл, есть свой стиль и заученные приемы, не хватает только какой-то легкости гения, неправильности, которая сделает все абсолютным.

Но для общего развития обязательно к посещению, особенно с учетом ретроспекции: как искал свой путь начиная с этакого Миро в бронзе, и приходя к этим своим вытянутым человекам.

Да, и графика у него такая же отточенная годами. Из каля-маля линий появляются объекты и лица, когда рассматриваешь -- диву даешься. Но все равно не покидает ощущения затверженного трюка, приемов.

* * *
Пользуясь случаем, после долгого перерыва, походил по самому Музею Личных Коллекций.
Русская живопись первой половины XIX века -- катастрофический низкий средний уровень. Если это попало в коллекции, то либо больше собирать было нечего или у составителей было хорошо с чувством юмора. Если вкратце -- это как сравнивать изделия советской промышленности и заграничные: где говно, а где дизайн понятно и в целом, и в мелочах. И кто с кого копирует тоже.

* * *
Но есть комната с мебелью: там и секретер, и круглый стол, и диваны. Наибольшее впечатление произвели угловые шкафы, сейчас они совсем пропали или встречаются? В целом было больше места для мебели, нет у нее задачи строится и вписаться. Стулья удивительных форм и видов, сейчас они кажутся более похожими, даже дизайнерские изыски.

* * *
Композиционно удивительная икона -- Святой Иона Архиепископ Новогородский. Конец XVI — начало XVII вв. Колор тоже нестандартный, бирюзово-лазоревый фон, но тут вы этого не увидите.

* * *
В коллекции художественного стекла удивляет большое количество хрустальных бокалов с крышкой -- следствие грязи и антисанитарии? Чтоб не плюнул сосед?

* * *
В заключение понял кой-чего о пользе путешествий: издалека приметил картину, где горы были такого специального цвета, какой видел на Мертвом море, на закате. Подошел поближе, изучил табличку -- В.Поленов. "Христос у Генисаретского озера." Картину и раньше видел, но до того -- пейзаж и пейзаж, не придавал значения, а сейчас оценил точность, с какой он рисовал именно этот палестинский цвет. На иллюстрации он полностью продолблен, не приглядывайтесь.

No comments: